«Я много плачу. Плачу, когда проигрываю»
Каких только претенденток на роль нового лидера не демонстрирует нам WTA-тур после ухода трудоголика Жюстин Энен. Это и «я одна из вас» Елена Янкович, и неприступно прекрасная амазонка Мария Шарапова, и своенравная суперталантливая Серена Уильямс. И, наконец, прямo по Гоголю — «девушка, приятная во всех отношениях». Хороша собой, талантлива, обаятельна, мила и не заносчива. Вот такая она — Ана Иванович, которая празднует сегодня свой день рождения.
Элеонор Престон (The Times) пишет: «Если существует идеал теннисного совершенства в смысле внешности, таланта и личности, то это Ана Иванович. Бывают красивые игроки, талантливые игроки и яркие как личности игроки. Двадцатилетняя сербка объединяет в себе все. Ее как будто придумали в специальной лаборатории для миссии олицетворять собой идеальную теннисистку XXI века». Араш Маркази из Sports Illustrated продолжает тему: «Есть что-то в Ане Иванович, что притягивает твое внимание, как только она выходит на корт». Ну и, наконец, теннисный репортер Мэтт Кронин тоже не отстает в комплиментах: «Считается, что очаровательно доброжелательные игроки с сахарной улыбкой не выигрывают Большие шлемы. Но Ана Иванович доказала, что быть замечательным человеком не означает плохо играть в теннис».
Как у любой раскрученной медиазвезды, у Иванович есть легенда. Представьте себе благополучную интеллигентную семью, состоящую из мамы-юриста Драганы, папы-бизнесмена Мирослава и младшего брата Милоша. Семья была достаточно спортивная (папа полупрофессиональный игрок в баскетбол), но теннисом никто не увлекался и даже никогда в него не играл. И вот девочка, в пять лет увидевшая по телевизору Монику Селеш, запомнившая номер телефона местного теннисного клуба, в конце концов, уговорила своих родителей отвести ее туда. На день рождения она получила первую ракетку, и как утверждают все ее биографии, с этого момента по уши влюбилась в теннис. Тяжелая жизнь в Белграде перед началом Балканской войны, пустой бассейн, где она тренировалась вместе с Еленой Янкович, ничего не изменили в этой страсти. И даже натовские бомбы, падавшие на город, не отвлекли ни саму Ану, ни ее первого тренера от занятий. Они просто перенесли время тренировок на утренние часы, когда налеты случались реже.
К тому же, родители отказались покинуть город и пытались всеми силами поддерживать в доме мирную атмосферу. «Мне было всего 11, но мои родители пытались создать нам нормальную жизнь. Мы никогда не прятались в подвале, у нас всегда был полный дом людей, старающихся смотреть на жизнь с позитивной стороны», — рассказывала Ана. Но когда бомбы начали падать на школу, где она училась, и рядом со спортивным центром, где она занималась, стало понятно, что Ана не сможет прогрессировать как теннисистка в Сербии, и семья была вынуждена искать место, где они могли бы не просто продолжать жить, но и развивать спортивные таланты дочери. «Любая поездка превращалась в кошмар. Разрушенные аэропорты. Было невозможно получить визу. Чтобы поехать за границу, ты должен доехать сначала до Будапешта. Самое яркое воспоминание — 24 марта 1999 года. Все было готово для празднования дня рождения моей двоюродной сестры, Милицы, которой исполнялось 6 лет. Но НАТО начало бомбить Белград. Когда война в июне закончилась, мы начали новую жизнь именно с этого момента, с пропущенного дня рождения Милицы», — вспоминала позже Ана.
Как всегда в сказках и легендах, на помощь пришел счастливый случай. Первый тренер Аны был знаком с швейцарским бизнесменом израильского происхождения, владельцем фирмы по производству витаминов Дэном Хольцманом и познакомил его с семьей Иванович. Ане тогда не было еще и 14 лет, но на вопрос Хольцмана, чего она хочет от жизни, она ответила, честно глядя ему в глаза: «Я хочу быть первой ракеткой мира». После чего незамедлительно получила его финансовую и организационную поддержку.
По-прежнему являющийся ее менеджером, Дэн Хольцман говорит: «Я не очень эмоциональный человек, но я знал, через что они прошли. Это тяжело — иметь дочь, жить без денег, постоянно переезжать. Семья жила на 500 евро в месяц, пытаясь сделать так, чтобы все нормально работало. Они ездили в ужасные места, ночевали в дешевых гостиницах и, проиграв в перовом круге, ехали дальше. Я не знаю, пошел бы я на такое, если бы это был мой ребенок, но они делали все, что могли, и я решил помочь».
Да и чутье бизнесмена подсказало Хольцману, что его деньги не пропадут зря. «Я увидел в ней огромный талант, но на 99% мое решение было обосновано тем, что Ана открытая, скромная и образованная девочка, у которой заботливые родители. И сейчас она остается той же очаровательной личностью, но сейчас мир ее заметил. И она является отличным противовесом Марии Шараповой», — говорит он. Похоже, что именно последняя фраза является здесь ключевой.
Таким образом, Хольцман перевез все семейство в Швейцарию, где оказывал им поддержку в размере от 10 000 до 20 000 долларов в месяц. На эти деньги они жили, участвовали в турнирах и даже наняли тренера Эрика Ван Харпена, который раньше работал с Кончитой Мартинес и Арантой Санчес Викарио. В скобках надо отметить, что деньги, вложенные Хольцманом в Ану, давно вернулись с большими процентами.
Ранние годы в туре оставили у Аны сложные воспоминания. Европейцы и американцы, точно знавшие из средств массовой информации, что все сербы убийцы, были не очень добры к юному дарованию. «Казалось, все знают, что сербы плохие, и меня нигде не ждут. Было очень тяжело. В каждом аэропорту паспортный контроль занимал на час больше, чем у других игроков. Нам приходилось объяснять, что мы собираемся делать в той или иной стране. Были большие проблемы с визами. Я была очень молода, но быстро поняла, что нас не любят. Сейчас я думаю, что судить о человеке по его национальности — неправильно. Мы, Елена, Новак и я, стараемся представлять нашу страну так, чтобы ее полюбили».
Первый впечатляющий успех пришел, когда юной красавице было 17 лет. На «Ролан Гаррос»-2005 она обыграла французскую звезду Амели Моресмо и вышла в четвертьфинал. Именно тогда стало понятно, что при огромном потенциале девушке не хватает физической подготовки, с которой Ане помог фитнес-тренер Роджера Федерера Пьер Паганини. После этого ее тренером по физической подготовке стал австралиец Скотт Байрнс, который основной проблемой юной звезды, помимо недостатка физических кондиций, считал «нехватку инстинкта убийцы».
А дальше жизнь совсем стала похожа на сказку. Даже первых успехов на корте было достаточно, чтобы спонсоры заметили нетипичную для современного тенниса внешность Аны. Самым привлекательным для рекламодателей моментом стала непохожесть молодой сербки на других звезд из бывшего восточного блока. Атлетичные блондинки, вызывавшие своим видом мысли о стероидах и прошедшие через Академию Боллетьери, получили в лице Иванович достойный противовес. Гармонично сложенная, технически хорошо оснащенная брюнетка с красотой скорее греческой, нежели славянской, и обезоруживающей улыбкой уже в 18 лет получила миллионный контракт от компании Adidas.
Этот же контракт позволил ей получать консультации у бывшего тренера великого Федерера Свена Греневольда, что сыграло большую роль в становившемся все более стремительным взлете сербской красавицы. Дело в том, что после расставания в январе 2007 года с постоянным тренером Дэвидом Тэйлором, Ана так и не нашла человека, который бы сопровождал ее на турнирах. Греневольд высоко оценил возможности Иванович: «В ее игре бездна потенциала, но она все еще на стадии развития. Заметьте, на любой удар она затрачивает гораздо меньше сил, чем, скажем, Шарапова». Под руководством Греневольда Ана стала физически сильнее, ее прежде пассивная и предсказуемая игра стала более агрессивной и разнообразной. Греневольд говорит: «Я думаю, что самым большим прогрессом в игре Аны стали ее быстрота, гибкость и движение по корту. Сейчас она лучше подходит к мячу, достает больше мячей и втягивает своих оппонентов в более длительные розыгрыши. Определенно, физически она сделала огромный скачок, и это позволило ей играть в игру, которая ей больше подходит».
Дальнейшее известно всем и многократно описано. Финал Australian Open, победа на «Ролан Гаррос», лидерство, пусть и не долгое, в мировом рейтинге. Затем мелкие травмы, некоторый спад, показавший, прежде всего, психологическую неготовность Иванович к большим победам. Пока ей так и не удалось выработать в себе пресловутый «инстинкт убийцы», это отмечает и Греневольд. Он даже рассказывал случай, произошедший на «Ролан Гаррос», когда Ана бросилась помогать мальчику, выносящему на корт цветы. Наверное, тренер хотел покритиковать юную звезду, а получилось наоборот. Конечно, Ана старается быть агрессивной на корте, сжимает кулачок и кричит, но по-прежнему не может не улыбаться. Недавняя победа в Линце показывает, что, возможно, кризис преодолен, и она вновь находится на правильном пути, оставаясь при этом все той же улыбчивой очаровашкой, официальный сайт которой, что ни день, сообщает о новых титулах и наградах.
Но есть еще одна сторона бытия Иванович в качестве теннисной звезды. По-видимому, именно за неконфликтность она и была негласно назначена новой законодательницей мод в WTA-туре. Она находится на первом месте в так называемой ACES Race. Этот показатель был придуман функционерами WTA с целью популяризации тенниса на корте и за его пределами. Игрокам присуждаются очки за каждую промоакцию, в которой они участвовали. Чем большую активность проявляют игроки в этих мероприятиях, тем больше очков им начисляется. Неудивительно, что в этом рейтинге лидирует Иванович — бесконечные фотосессии, участие в самых разнообразных мероприятиях, наконец, пост посла доброй воли UNICEF в проекте «Школа без насилия».
И все бы было хорошо, но необходимость иметь чемпионский характер на корте подразумевает и некоторые неудобства в общении с этим характером вне корта. Видимо, Иванович столько раз говорили, что ей нужно развивать характер, что она сама в это поверила. В результате, в самый ответственный момент, когда воодушевленные бунтарским духом Динары Сафиной топ-теннисистки в один голос бросились бранить руководство WTA за новый календарь, посол доброй воли внесла свой голос в общую массу претензий: «Пришла пора нам всем вместе объединиться и высказать свое мнение. Изменения в календаре были произведены в середине сезона, когда играются турниры «Большого шлема». Многие игроки в это время просто не задумываются о календаре на следующий сезон. Вероятно, многие игроки глубоко не анализировали изменения и пустили все на самотек. Поэтому теперь трудно что-то изменить. Мы все в одинаковом положении, и нам надо больше общаться на эту тему между собой. Я полагаю, что нам придется играть больше турниров, и в этом плане будет немного тяжелее. Не будет возможности выбирать, возможно, мы будем играть больше матчей, чем в предыдущие годы. Я думаю, хорошо, что на турниры гарантированно будут приезжать топ-игроки и неделю за неделей они будут бороться друг с другом. Я думаю, что для женского тенниса это хорошо. Но трудно сказать, каково это для каждой теннисистки». Так что, похоже, девочка выросла. Может, и по-настоящему большие победы не за горами?
Но есть один компонент, по которому Иванович уже в ближайшее время может обойти всех своих конкуренток. Это коммерческая успешность бренда «Иванович». По информации агентства CNBC Ана Иванович может стать первой теннисисткой, заработавшей 100 000 000 долларов на неспортивной деятельности. При существующем до 2009 года контракте с Adidas, по которому сербка получает 3 500 000 долларов в год при условии удовлетворения минимальных игровых требований, а бонусные выплаты могут составлять до 5 500 000 миллионов в год, Ана уже обсуждает контракт с Nike. Недавние травмы лица компании Марии Шараповой и недостаточно частые появления на корте еще одной представительницы Nike Серены Уильямс, делают Иванович очень желанным персонажем для рекламщиков этой компании. CNBC, ссылаясь на внутренние источники в Nike, утверждает, что при условии участия в большинстве турниров, стабильных побед и нахождения на первой строчке мирового рейтинга Иванович будет получать 10 000 000 долларов в год от этого бренда. Если такой контракт будет подписан, он станет самым прибыльным договором в истории женского тенниса. Однако в этом состязании рекламодателей есть еще и третий фигурант – китайские компании Li Ning Company Limited, Peak Performance и Anta. Дело в том, что больше 2 000 000 китайцев играют в теннис хотя бы два раза в неделю, и к 2010 году эту количество достигнет 6 000 000. Китайский совет по спорту утверждает, что теннис является вторым по популярности видом спорта в стране после баскетбола.
Безусловно, любой бренд, готовый платить Иванович огромные деньги, хочет, чтобы она демонстрировала стабильные успехи. Например, ее поражение во втором круге Открытого чемпионата США от 188-й ракетки мира француженки Жюли Куан не могло обрадовать рекламодателей. Но что еще более важно, она должна иметь позитивный и привлекательный образ в глазах потребителя, что на данный момент ей очень хорошо удается. Так в Google содержится больше 4 000 000 ссылок и фотографий Аны Иванович, включая ее фотосессию с FHM, которая в последнее время заполонила весь интернет.
Есть еще один ресурс, который ее команда менеджеров может успешно продавать — это ее веб-сайт. Нет ни одного другого спортсмена, который бы обновлял свой сайт, по крайней мере, раз в два дня. В месяц сайт Иванович посещает более 900 000 уникальных пользователей, что чрезвычайно много для личного сайта спортсмена.
Так что, на вопрос Who is Miss Ivanovic существует масса ответов — это и талантливая спортсменка, и очаровательная девушка с характером, и прежде всего раскрученный, коммерчески успешный бренд. Ну а чтобы не потерять за большим количеством разных образов саму молодую и смешливую Ану Иванович, приведем несколько отрывков из ее интервью для газеты Observer.
— В момент игры вы ненавидите свою оппонентку?
— Я стараюсь не думать о ней как о человеке, только о тактике, слабых и сильных сторонах. Я играю против мяча, и мне неважно, кто находится на той стороне корта.
— Вы плохой loser?
— Очень плохой. Даже когда я играю в нарды со своим тренером, я ненавижу проигрывать. Я могу не разговаривать с ним по часу. Так что представьте, каково это, когда я проигрываю в теннис. Именно потому, что я это так ненавижу, я стараюсь не проигрывать. Даже на матчболе я верю, что еще могу отыграться.
— Что вы делаете за полтора часа перед крупными матчами?
— Я люблю быть одна и слушать музыку. В каждом матче, в котором я играю, я проигрываю какую-то мелодию в своей голове. Это может быть всего несколько строчек или маленький кусочек мелодии, иногда это может свести с ума.
— Вы отвлекаетесь во время матчей?
— Не всегда возможно полностью сконцентрироваться, иногда во время игры понимаешь, что думаешь о чем-то, что было сказано до этого. Приходится сосредотачиваться и возвращаться к тому, что происходит на корте.
— Вы жалеете, что обычные подростковые развлечения прошли мимо вас?
— Да нет, никогда не любила ходить на вечеринки. Вечеринки и выпивка — это не для меня.
— Вы легко плачете?
— Я эмоциональный человек. Я много плачу. Я не люблю конфликтов, и поэтому, когда у меня проблемы с родителями я всегда плачу. Плачу, когда проигрываю.
— Кто, по вашему мнению, самая привлекательная женщина в туре?
— Ну, мне трудно судить о девушках, но… Мария Кириленко. Она очень привлекательная.
— А к вам когда-нибудь приставали женщины?
— О, Боже! У меня было несколько таких неприятных моментов, но у меня просто аллергия на это. Я просто не могу… даже когда я встречаюсь с подругами, и они хотят просто поцеловать меня в щечку. Я предпочитаю мужчин.
— А вы предпочитаете мужчин философского склада или забавных?
— Ну, мне нравятся задумчивые мужчины, но хорошо было бы, если бы они были еще и забавными.
— А вы могли бы встречаться с мужчиной маленького роста?
— Конечно, я знаю, что должна сказать, что это зависит от его внутреннего содержания, но я скажу «нет». Я высокая и для меня это слишком сложно.
— Почему бы вам не выйти замуж за Новака Джоковича и не родить непобедимых теннисных детишек?
— Да мы еще очень молодые. Нам только по 20, у нас еще впереди много лет.
— Все сербы красивые?
— Ну, вообще-то сербы высокие, с оливковой кожей и темными волосами. Так что — да.
— Вам случалось когда-нибудь, ради развлечения, играть в теннис в нетрезвом виде?
— Нет, я ничего никогда не делаю нетрезвой. Я человек, который держит себя под контролем. Пару раз я позволяла себе немного лишнего, но вообще-то я не пью. Я же вам уже говорила, что я не любительница вечеринок.
— Влияет ли то, что на вас надето, на вашу игру?
— Конечно, если на тебе платье, в котором тебе неудобно или, например, шорты все время сползают, то ты теряешь концентрацию, думая все время о них.
— Вы можете перепрыгнуть через сетку?
— Нет, но я научусь.
— Что бы вы сделали, чтобы выиграть «Уимблдон»?
— О, все, что только себе можно представить, ну, конечно, если это что-то не очень плохое.
— Продали бы душу?
— Нет, она мне нужна.
— А бабушку с дедушкой?
— Я люблю, люблю, люблю своих бабушку с дедушкой.
— А собаку бы съели?
— Собаку?! Нет, ничего подобного. И еще, я бы не прыгнула в Темзу голой или что-то подобное. Я просто не такой человек. Вы, наверное, это уже поняли.
автор: Юлия Ниткина