не знаю я,куда это запихнуть.Будет тут:
Кто воодушевит Вайдишову?
После прекрасного старта карьеры в 15 лет, Николь Вайдишова так и не совершила тот прорыв, которого от нее все ждали — эта девушка идет своим путем, вот в декабре прошлого года завела себе нового жениха. Но она не сдается. Накануне дня рождения, 23 апреля, у Николь появился еще и новый тренер.
Жизнь Николь Вайдишовой как теннисистки можно условно разделить на два периода — до мая 2007 года и после мая 2007 года. До того, как Николь заняла высшее место в рейтинге (№7) в мае 2007 года, она, по сути, воспринималась миром как вторая Шарапова — такая же высокая, длинноногая, белокурая славянская бестия. «Это просто клон Шараповой. Начиная с блондинистого хвостика и серебряных сережек, заканчивая манерой пожимать плечами и бормотать что-то, сходство выглядит просто пугающим», — писал в свое время обозреватель BBC Jonathan Overend, и многие были с ним согласны.
«Это просто клон Шараповой. Начиная с блондинистого хвостика и серебряных сережек, заканчивая манерой пожимать плечами и бормотать что-то, сходство выглядит просто пугающим». (Jonathan Overend, BBC)
Поводом для сравнений был также ученический период в академии Боллетьери. Даже сам Боллетьери их сравнивал: «Николь очень похожа на Марию Шарапову. Обе имеют специфическую восточноевропейскую ментальность, которая заставляет людей нещадно мучить себя во имя достижения поставленной цели». Но к этому Боллетьери добавлял — «и все-таки именно Вайдишова самая талантливая из моих учениц».
И вроде бы все шло к тому, что Николь Шарапову переплюнет. В 2003 году 14-летняя чешка выиграла главный юниорский турнир Orange Bowl и дебютировала во взрослом туре. В 2004 году в возрасте 15 лет 3 месяцев и 23 дней она уже выиграла свой первый турнир в Ванкувере, а чуть позже к ней пришел успех и в Ташкенте. В столь юном возрасте похвастаться победами во взрослом туре могли до этого разве что Дженнифер Каприати и Мартина Хингис.
1января 2005 года канал Trans World Sport показал документальный фильм о молодой звезде, и с тех пор Николь поселилась на обложках журналов и стала любимицей спонсоров — ну точь-в-точь как Шарапова. И точь-в-точь как Шарапова она повторяла — «теннис для меня всегда будет на первом месте». Такая преданность делу была вознаграждена. В 2005 году Николь выиграла еще три титула и заняла 15-е место в рейтинге по итогам года.
Многие ждали от нее прорыва в 2006 году, памятуя о прорыве 17-летней Шараповой на «Уимблдоне» — а Николь в 2006-м стукнуло как раз 17. В том сезоне она и правда добилась многого. После несколько невразумительного начала, связанного с травмой правого плеча (снова Шарапова), она выиграла турнир в Страсбурге, дошла до полуфинала на «Ролан Гаррос» и закончила год в первой десятке мирового рейтинга, став 12-й теннисисткой за всю историю тенниса, достигшей такого успеха в 17 лет. Но турнир «Большого шлема» не выиграла, и 2007 год должен был стать ключевым в этом смысле — станет ли все-таки Николь второй Шараповой в самом лучшем смысле этого слова? Выиграет ли она «Большой шлем»? Займет ли она свое место в числе лидеров мирового тенниса? Однако именно 2007 год положил конец всем рассуждениям о «второй Шараповой» и дал понять, что у этой девушки своя собственная судьба.
2007 год стал годом наивысшего взлета, но он также был наполнен обстоятельствами, которые изменили ее жизнь. Сначала все шло по плану. На Australian Open Николь вышла в полуфинал, в котором проиграла будущей победительнице Серене Уильямс и после которого заслужила комплимент от кумира своего детства: «Она похожа на меня. Порой мне казалось, что я играю с зеркалом», — сказала Серена накануне финала с Шараповой.
«Николь очень похожа на Марию Шарапову. Обе имеют специфическую восточноевропейскую ментальность, которая заставляет людей нещадно мучить себя во имя достижения поставленной цели». (Ник Боллетьери)
Однако и за этим прорыва не последовало. Николь побывала в четвертьфиналах Индиан-Уэллса и Майами, в мае поднялась на высшую строчку в рейтинге — №7. Эти «неудачи» можно было списать на банальное невезение: Николь поскользнулась в душе с бритвой в руках и порезала пальцы, что в дальнейшем мешало ей при выполнении двуручного бэкхэнда. Но потом последовали четвертьфиналы, а не победы на «Ролан Гарросе» и «Уимблдоне», а после «Уимблдона» Николь диагностировали мононуклеоз. Николь вернулась в строй к US Open, но форму так и не набрела, в октябре у нее была еще травма левого подколенного сухожилия, а к концу года вновь напомнило о себе запястье.
В этот период журналист Барри Флатман так описывал игру Николь: «У нее отличное чувство ритма и великолепное ощущение корта, а длинные руки и ноги позволяют доставать практически все. Ее подача, наверное, лучшая за всю историю женского тенниса, а форхэнд точно один из лучших в туре. Она бьет очень глубоко и сильно подкручивает мяч. Она очень сильна физически, и у нее есть стиль. В общем, это Шарапова с лучшим форхендом и большим разнообразием в ударах, но, увы — без шараповской внутренней силы».
Вот здесь, по-видимому, и кроются проблемы Николь. Не так давно она сама про себя говорила: «Иногда я веду себя, как ненормальная. Когда я была помладше, я рыдала и метала ракетки в корт. Но когда ты становишься старше, надо умнеть».
Лучше всего психологические проблемы Вайдишовой описал Simon Barnes, наблюдая выигранный Николь матч против Амели Моресмо на «Уимблдоне»: «Лучше всего Вайдишова играла на своей подаче при счете 0:30. Дав своей сопернице достаточно оторваться, она затем становилась неудержима. Но мысль, что она может повести в счете, казалось, повергала ее в панику. Можно ли выиграть титул «Большого шлема», если ты не умеешь лидировать? По крайней мере, для лошадей, которые бояться бежать впереди, эта проблема решаема. Николь и так уже играет в козырьке, если попробовать шоры, может, и пробежит всю гонку». Увы, в тот раз не получилось. Следующий матч Николь проиграла Ане Иванович, опять вышла из себя и позже признавалась: «Я очень эмоциональна. Это и сила моя, и слабость. Но, конечно, всему есть предел. Мне надо работать над собой».
В общем, к концу сезона стало понятно, что феерического взлета опять не произошло, а еще в семье и в команде начались перемены. Сначала отчим Николь Алеш Кодат отказался готовить чешскую команду к Кубку Федерации, а в начале 2008 года и сама Николь, по словам агента спортсменки, Оливье Ван Линдонка, «решила целиком и полностью сконцентрироваться на личных выступлениях, и не растрачивать себя по пустякам». Это не помогло. Николь проиграла снова проиграла Серене на Australian Open, теперь уже в 4-м круге, затем Ане Иванович во 2-м круге в Дубае. А на вопрос: «Что же происходит с Вайдишовой?» — наблюдатели уверенно отвечали: «Любовь!».
«В общем, Вайдишова это Шарапова с лучшим форхендом и большим разнообразием в ударах, но, увы — без шараповской внутренней силы». (Барри Флатман)
Еще в декабре 2007 года в городской газете Брадентона, где живет Николь Вайдишова, появилось сообщение о ее предстоящей свадьбе с 29-летним Радеком Штепанеком. «Bradenton Herald» утверждала, что они уже заполнили все необходимые документы и через два месяца поженятся. Ранее Штепанек, 30-я ракетка мира, встречался со знаменитой швейцаркой Мартиной Хингис, однако их отношения дали трещину, и теннисисты расстались. Что касается Вайдишовой, то газеты писали о ее связи с австрийским спортсменом Юргеном Мельцером, но сама Николь эту информацию не подтвердила.
Сразу же после публикации статьи в «Bradenton Herald» отец Штепанека, обращаясь к журналистам, сказал: «Я сейчас живу вместе со своим сыном во Флориде и могу утверждать, что они не поженятся. В этом нет смысла». Сама Николь тоже заявила, что «это только слухи», и команда Вайдишовой рьяно опровергает факт помолвки, хотя никто не отрицает, что Вайдишова и Штепанек встречаются уже не первый день — а что тут отрицать, если парочка не раз была замечена на различных светских мероприятиях.
Конечно, служебные романы среди теннисистов не редкость, и этому, возможно, не стали бы уделять столько внимания, если бы не колоритная фигура «жениха». «Что-то не заметны толпы женщин в футболках с надписью: «Я люблю Штепанека», — мягко прокомментировал Peter Hanlon из австралийской The Age. — «Вайдишова, эти 183 сантиметра яростного самобичевания, поворачивается к своему отчиму после каждого проигранного очка, воздевает руки и всем своим видом вопрошает: «Почему?». С тех пор, как стало известно имя ее парня, многие повторяют этот вопрос вместе с ней».
Во-вторых, есть вопросы к Штепанеку в связи с его предыдущим романом с Мартиной Хингис, которая в рядах теннисистов получила прозвище «Черная вдова». Дело в том, что все теннисисты, с которыми она встречалась, — Ivo Heuberger, Magnus Norman, Julian Alonso и Justin Gimelstob, а также футболист Sol Campbell и гольфист Sergio Garcia — испытали резкий спад в своей карьере. Штепанек также опустился с 8-го на 30-е место в рейтинге, начав встречаться с Мартиной. Встает вопрос, не заразна ли эта способность разрушать карьеру партнера?
Может, это совпадение, но последние выступления Николь выглядят очень неубедительно. Начав год с 12-го места в рейтинге, она переместилась на 17-ю строчку вследствие серии поражений. В Индиан-Уэллсе в первом же матче дорогу ей перешла австралийка Кейси Деллакуа, а в Майами Николь была разгромлена россиянкой Алисой Клейбановой. Marthy Etheridge по этому поводу заметил: «Кажется, ее отношения с Радеком Штепанеком заставляют ее думать не о форхендах и бэкхендах, а о чем-то другом, как вне корта, так и на нем».
«Вайдишова, эти 183 сантиметра яростного самобичевания, поворачивается к своему отчиму после каждого проигранного очка, воздевает руки и всем своим видом вопрошает: «Почему?». С тех пор, как стало известно имя ее парня, многие повторяют этот вопрос вместе с ней». (Peter Hanlon,The Age)
Трудно угадать, что за мысли посетили Николь незадолго до ее 19-летия 23 апреля, но явно не о расставании с Радеком. Вместо этого она решила расстаться со своим тренером и отчимом Алешом Кодатом. «Это единственно правильный выход для нас обоих. Думаю, это поможет и мне, и Николь», – заявил Кодат. «Сейчас мы рассматриваем несколько кандидатур на место тренера, но пока не хотим торопиться с назначением. В данный момент крайне важно сделать правильный выбор», — сказал в свою очередь агент Вайдишовой Оливье Ван Линдонк. — «Отдельно стоит отметить то, что с Алешом они остаются очень близкими людьми, для Николь очень важны отношения с ее семьей».
И уже 10 апреля стало известно, кто стал новым тренером. Это британский специалист David Felgate, который в свое время тренировал Тима Хенмэна, Ксавье Малисса и юную британскую надежду Наоми Кавадэй. Он также проработал два года в качестве тренера в английской Ассоциации лаун-тенниса, но вынужден был уйти из-за политики ее нынешнего руководства. Отзыв Оливье Ван Линдонка: «Николь приняла трудное решение расстаться с Кодатом, но ей нужен тренер, который раскроет весь ее потенциал. Во многих отношениях Давид похож на Алеша. Это человек, которого Николь очень уважает, он очень спокойный, но он не постесняется честно сказать ей, что она делает не так». Фелгейт и Николь проведут часть времени у Боллетьери, часть в Лондоне, в Саттонской академии тенниса, завершая подготовку к грунтовым турнирам в Берлине и Риме. До этих турниров Николь взяла паузу в выступлениях, но продолжает усердно трудиться, набирая форму, сгоняя лишний вес и улучшая технику.
А любовь…Ну что любовь? Она же не обычная девушка 19-ти лет, которая может забыть обо всем ради любви. Ей пора реализовывать свой огромный потенциал, пока все ее шансы не растрачены попусту. И, по ее словам, она к этому готова: «Этот тренер ставит передо мной такие же цели, что и я сама. А я хочу не просто вернуться в Топ-10, я хочу подниматься выше и замахиваться на главные титулы», — сказала девочка, которая обожает Ску-би-Ду и которая уверена, что «в любви главное — это терпимость и понимание». В добрый путь, Николь, и да поможет тебе твоя «восточноевропейская ментальность».
автор: Юлия Ниткина