Расписание на завтра. Часть первая. Элита и «неудачники»
Календарь женского тура 2009 года широко проанонсирован WTA как революционный. Действительно, изменений много, много спорных, противоречивых, иногда откровенно непонятных, и разобраться в них очень сложно. Sports.ru предлагает читателям первую публикацию из цикла, посвященного этим изменениям.
Следуя своим революционным курсом, WTA, естественно, преследует свои цели. Какие цели и каким боком это выйдет теннисисткам, особенно топовым, — об этом подробно в следующей статье. Прежде чем делать выводы, давайте разберемся с графой «дано» и внимательно посмотрим на новую классификацию турниров. Тем более что уже тут заложена кое-какая информация к размышлению. Первое, что бросается в глаза при изучении нового календаря, это четкое разделение женского тура на две касты — элита и прочие «неудачники».
Турниры «Большого шлема» (4 турнира)
Australian Open (Мельбурн, 19 января – 31 января, хард, открытые корты)
«Ролан Гаррос» (Париж, 24 мая – 6 июня, грунт, открытые корты)
«Уимблдон» (Лондон, 22 июня – 11 июля, трава, открытые корты)
US Open (Нью-Йорк, 31 августа – 6 сентября, хард, открытые корты)
На этих четырех столпах стоит теннисный мир, поэтому их вихри революции, естественно, не коснулись. Не изменился их статус и, если так можно сказать, место в истории. Это по-прежнему совместные турниры, обязательные для всех, кто проходит по рейтингу. Играются они в то же время, в том же месте, на том же покрытии. Разве что традиционные увеличения призовых фондов имели место и некоторые инфраструктурные новшества.
Так например, Открытый чемпионат Австралии анонсировал призовой фонд в размере 7 800 000 долларов, но сейчас эта цифра под вопросом из-за мирового кризиса. Еще из новшеств можно отметить уже принятые планы реконструкции стадионов в Мельбурне и Париже, которые, правда, осуществятся не в этом году. Так, в Париже планируется расширение комплекса «Ролан Гаррос» за счет постройки нового корта на месте муниципального стадиона «Жорж Эбер», который находится у станции метро Porte d’Auteil (в 400 м от «Ролан Гаррос»). Данный проект, согласно которому новый центральный корт будет вмещать 15 тысяч зрителей и иметь раздвигающуюся крышу, был принят 15 марта 2008 года. В Мельбурне, которому угрожает конкуренция со стороны Сиднея, где строится новый теннисный стадион с прицелом на Открытый чемпионат Австралии, планируется реконструкция стадиона «Мельбурн Парк» с участием строительной компании, проектировавшей крышу над центральным кортом «Уимблдона». А вот появление этой самой крыши на «Уимблдоне» обещают уже в 2009 году, так что уже в этом сезоне хотя бы финальные матчи не будут прерываться из-за дождя.
Турниры серии Premier (20 турниров)
Минимальный призовой фонд 4 500 000 долларов (4 турнира)
Индиан-Уэллс (12-дневный турнир, 11 – 22 марта, хард, открытые корты)
Майами (12-дневный турнир, 25 марта – 5 апреля, хард, открытые корты)
Мадрид (9-дневный турнир, 9 – 17 мая, грунт, открытые корты)
Пекин (9-дневный турнир, 3 – 11 октября, хард, открытые корты)
Эти четыре турнира также совместные и также являются обязательными для всех игроков, проходящих по рейтингу. Вместе с турнирами «Большого шлема» они формируют основу сезона, и, по словам Изабель Ходж, пресс-менеджера WTA, являются «венцом тура».
Органичнее всего в этой группе смотрится Майами, который не изменил себе, разве что увеличил призовой фонд. А вот Индиан-Уэллс впервые стал обязательным, чем создал определенные проблемы для сестер Уильямс, которые с 2002 года не посещают его по идейным соображениям.
Турниры в Мадриде и Пекине вообще являются новинкой календаря в таком виде. В Мадриде какое-то время у женщин проводился итоговый чемпионат, но грунтовый турнир весной — это чистое новшество. По словам Изабель Ходж, Мадрид и Пекин удостоились такой высокой чести, потому что только они смогли обеспечить вкупе с затребованным призовым фондом еще и новые, оборудованные по последнему слову стадионы. Кстати, в Пекине это та самая арена, где проводился олимпийский турнир.
Все женские турниры этой группы будут иметь призовой фонд, равный призовому фонду спаренных мужских турниров из серии Masters 1000, за исключением турнира в Пекине — мужской турнир в Пекине имеет более низкий статус. Уступив китайское первенство Шанхаю, он смотрится в этой группе этаким бедным родственником.
Минимальный призовой фонд 2 000 000 долларов (6 турниров)
Доха
Дубай (16 – 23 февраля, хард, открытые корты)
Рим (3 – 9 мая, грунт, открытые корты)
Цинциннати (10 – 17 августа, хард, открытые корты)
Торонто (17 – 24 августа, хард, открытые корты)
Токио (27 сентября – 3 октября, хард, открытые корты)
Эта группа именуется в правилах WTA как Premier 5, но турниров в ней числом шесть, и первым делом в глаза бросается Доха — этакий неопознанный летающий объект без указания сроков проведения. В правилах написано, что этот турнир будет входить по очереди (вероятно, через год) то в группу Premier 5, то в группу Premier $700 (уровнем ниже) (will rotate between Premier 5 and Premier $700), но «домашней» для него (вероятно?) является именно группа Premier 5. Непонятно, чем обусловлен такой странный плавающий статус Дохи в женском календаре. Наверное, тому есть свое объяснение, но согласитесь, что любые новые правила всегда смотрятся подозрительно, если в них есть такого рода исключения. Но самое странное во всем этом то, что в календаре 2009 года турнира в Дохе как такового вообще нет — ни в той, ни в другой из двух заявленных для него категорий. И получается, что в этом сезоне турниров серии Premier не 20, а 19…
Все турниры, вошедшие в эту категорию, и раньше были миллионниками, за исключением Цинциннати. Этому турниру поистине «подфартило». Раньше это был заурядный турнир третьей категории с призовым фондом всего в 175 000 долларов.
На турнирах этой группы WTA берет на себя обязательства перед организаторами обеспечить участие не менее 7 теннисисток из Топ-10, при этом и остальные участницы Топ-10 смогут там сыграть, если захотят (то есть количество топ-игроков, участвующих в турнире, не лимитировано). Естественно, теннисистки, не входящие в Топ-10, могут играть на турнире, если проходят по рейтингу.
Кстати, теннисистки Топ-10 обязаны сыграть каждый турнир из серии Premier 5 в течение двух лет. То есть если теннисистка не сыграла на одном турнире в 2009 году, то в 2010 она обязана на нем сыграть.
Минимальный призовой фонд 700 000 долларов (5 турниров)
Париж (9 – 16 февраля, хард, закрытые корты)
Чарльстон (13 – 20 апреля, грунт, открытые корты)
Штутгарт (27 апреля – 4 мая, грунт, закрытые корты)
Стэнфорд (27 июля – 3 августа, хард, открытые корты)
Лос-Анджелес (3 – 10 августа, хард, открытые корты)
Как было, так и осталось непонятным, зачем посреди сезона открытых кортов нужен этот маленький островок indoor. Особенно теперь, с учетом того, что шедший следом за Парижем indoor в Антверпене прекратил существование. А благороднейший Штутгарт, место для разыгрывания вожделенного «Порше», вообще превратился непонятно во что. Его перенесли с осени на весну, естественно, вследствие этого переноса насыпали грунта, но при этом оставили под крышей. А ведь грунт под крышей это или Кубок Дэвиса (Кубок Федерации), или насилие над теннисной природой! Также можно отметить исчезновение зеленого грунта как явления, все-таки один турнир в Чарльстоне это всего лишь один турнир. А еще после упразднения Амелия-Айленда Марии Шараповой снова негде будет защищать титул. Впрочем, не факт, что у нее были такие намерения. И была бы такая возможность.
WTA берет на себя обязательства перед организаторами обеспечить участие либо одной теннисистки из Топ-6 и двух из Топ-12, либо двух из Топ-6, но турниры этой категории отличаются тем, что за дополнительную плату, а именно за счет увеличения призового фонда, могут получить в свое распоряжение дополнительное количество звезд. Вариант договориться лично с теннисисткой исключается, это становится бессмысленно, так как без разрешения WTA теннисистка все равно не сможет сыграть на турнире. А схема получения дополнительных звезд такая:
Призовой фонд 700 000 долларов — 2 теннисистки Топ-6
Призовой фонд 1 000 000 долларов – 3 теннисистки Топ-6
Призовой фонд 1 400 000 долларов – 4 теннисистки Топ-6
Призовой фонд 1 900 000 долларов – 5 теннисисток Топ-6
Призовой фонд 2 400 000 долларов – 6 теннисисток Топ-6
Турнир в Чарльстоне пока единственный в категории Premier $700, который уже в этом году заявил призовой фонд в 1 000 000 долларов, а значит, сможет рассчитывать на присутствие трех теннисисток из Топ-6. А может, и не на трех… А может, и не из Топ-6… Вообще изначально в правилах говорится о двух стартовых формулах — 1хТоп-6+2ХТоп-12 или 2хТоп-6 — и показано, как с увеличением призового фонда может увеличиваться количество теннисисток из Топ-6. А если, например, организаторы по каким-то причинам захотят больше теннисисток из Топ-12, а не из Топ-6? Формулы-то могут разные получаться… Но об этом правила WTA пока умалчивают. Но это еще не все.
Оказывается, Топ-12 – это вовсе не 12 теннисисток, находящихся на первых 12 позициях мирового рейтинга. Это Топ-10 плюс 2 теннисистки, выбранные двумя регионами (Америка+Остальной мир). Топ-10 это не в прямом смысле Топ-10, а так называемый «премьерный список», в котором теннисистки из Топ-10 расставлены в произвольном порядке голосованием директоров турниров этой серии. Так например, теннисистка Топ-10 не может иметь в этом списке позицию более чем на три места ниже, чем в рейтинге на конец прошлого года. А «+2» выбираются так. Садятся директора американских турниров этой серии (Чарльстон, Стэнфорд, Лос-Анджелес) и выбирают любую теннисистку, которая им нравится. Потом садятся директора европейских турниров (Париж, Штутгарт) и выбирают вторую. Для этих двух выбранных теннисисток обязательными будут являться 2 турнира серии Premier $700, причем один из них обязательно должен проводиться в том регионе, которым теннисистка выбрана. Что забавно, эти теннисистки вне зависимости от рейтинга будут «посеяны» под 11-м и 12-м номерами соответственно, а кто под каким, решают опять же директора. Чтобы организаторы не выбрали одну и ту же теннисистку, очередность выбора определяется жребием. А в следующем сезоне (при условии, что эта система продолжит свое существование) регион, выбиравший вторым, будет выбирать первым, и наоборот.
Минимальный призовой фонд 600 000 долларов (5 турниров)
Сидней (12 – 19 января, хард, открытые корты)
Берлин (18 – 25 мая, грунт, открытые корты)
Истбурн (15 – 22 июня, трава, открытые корты)
Нью-Хейвен (24 – 31 августа, хард, открытые корты)
Москва (19 – 26 октября, хард, закрытые корты)
Эту группу турниров условно можно назвать одним словом — разминочные, ведь они предшествуют, то есть проходят как раз на неделе перед турнирами «Большого шлема» и итоговым чемпионатом. На них не наложено никаких ограничений по участию топ-теннисисток, но WTA, со своей стороны, и не гарантирует участия топ-теннисисток в этих турнирах.
Примечательно, что Кубок Кремля изначально входил в категорию Premier $700 с гарантированным присутствием хотя бы малого количества звезд и занимал в календаре свое привычное место в начале октября. Однако после бурного выражения недовольства российских теннисисток, оккупировавших половину Топ-10, WTA приняло решение понизить статус турнира, чтобы снять с него какие-либо ограничения в плане посещаемости.
Почему понизить, а не повысить — это вопрос. Чисто теоретически Кубок Кремля мог быть на месте турнира в Токио (27 сентября – 3 октября). Тогда почти все топовые россиянки были бы обязаны сыграть дома. Может быть, это вопрос приоритетов WTA — в действиях руководства явственно прослеживается курс «drang nach Osten». А может быть, владельцы Кубка Кремля пожалели денег — у Токио минимальный призовой фонд 2 000 000.
Но как бы там ни было, а в связи с изменением статуса турнира WTA пришлось изменить и его место в календаре — допустить, чтобы в начале октября в календаре было сразу три подряд турнира, подразумевающих участие теннисисток из Топ-10, руководство WTA, естественно, не могло. Поэтому Кубок Кремля, грубо говоря, поменяли местами с Линцем.
Сложно сказать заранее, как эти изменения повлияют на судьбу турнира — все очень неоднозначно. С одной стороны, все топ-россиянки теперь могут выступать в Москве, но захотят ли? Ну допустим, в 2009 году та же Динара Сафина, которая заварила эту кашу, даже если снова попадет на итоговый, приехать в Москву будет просто обязана. Кто там еще выступал с ней за компанию? Но это всего лишь расклад на 2009 год. А еще большой вопрос, захотят ли другие теннисистки из Топ-8 растрачивать силы перед итоговым. Так что Москва имеет все шансы превратиться из символического в самый настоящий чемпионат России. Наверное, именно чтобы избежать этого, организаторы не стали понижать призовой фонд до минимального и оставили кругленькую сумму в 1 000 000.
Итоговый чемпионат, призовой фонд 4 500 000 долларов
Итоговый чемпионат до 2011 года останется в Дохе. Может быть, именно после того как окончится контракт, турнир в Дохе из серии Premier 5 наконец-то займет в календаре постоянное место и перестанет быть плавающим. А может быть и нет. Изменения в отношении итогового чемпионата турнира коснулись только сроков проведения. Теперь он будет играться в период с 26 октября по 2 ноября. По замыслу WTA, это увеличит каникулы теннисисток до 9 недель.
Турниры серии International (29 турниров), призовой фонд 220 000
Брисбен, Окленд, Хоббарт, Паттая, Мемфис, Богота, Акапулько, Монтерей, Понте-Вердо, Барселона, Фес, Эшторил, Страсбург, Бирмингем, Хертогенбош, Будапешт, Баштад, Палермо, Прага, Порторож, Варшава, Стамбул, Гуанчжоу, Квебек, Сеул, Ташкент, Линц, Осака, Люксембург.
А вот тут-то и начинается самое интересное. Большинство этих турниров существовало в календаре и прежде, но подпадало под разные категории — в основном третьей или четвертой, только Варшава была второй. Теперь все они равны, имеют одинаковый призовой фонд, и у них у всех появилось одно замечательное свойство — топ-теннисистки не просто не обязаны в них играть, им это фактически запрещается.
В правилах четко написано, что теннисистки Топ-10 могут принять участие только в одном турнире серии International за каждую половину сезона (серединой сезона считается «Уимблдон»), и то при условии, что за отчетный период сыграли все свои обязательные турниры. Ну даже если не запрещается напрямую, то делается все, чтобы элита туда не ездила. Ну а кто поедет играть на какой-то турнир International, если в рейтинговый зачет идет 16 лучших результатов, а у Топ-10 14 обязательных турниров. Остается всего 2 турнира (если не считать итоговый, который для отобравшихся тоже становится обязательным) , где можно будет поднабрать очков в свободном полете, и уж, наверное, это будет не турнир серии International со смехотворным рейтинговым фондом.
А организаторам турниров этого уровня WTA запрещает принимать у себя более одной теннисистки из Топ-10. Альтернатива для организаторов — все та же схема с увеличением призового фонда, как это было в случае с турнирами серии Premier 700 000.
Призовой фонд 220 000 долларов — 1 теннисистки Топ-10
Призовой фонд 500 000 долларов — 2 теннисистки Топ-10
Призовой фонд 750 000 долларов — 3 теннисистки Топ-10
Призовой фонд 1 000 000 долларов — 4 теннисисток Топ-10
…и так далее — видимо, пока не закончится первая мировая десятка или деньги у организаторов. Но опять же, скорее всего, это будет ситуация из разряда, когда и деньги не помогут. Вот, например, Агнешка Радванска, которую во второй половине прошлого сезона занесло в Топ-10, крайне недовольна: «Я ненавижу эти правила». Ее можно понять, потому что ее домашний турнир в Варшаве попал именно в эту категорию, а сыграть на нем ей, как теннисистке Топ-10, будет в ущерб себе, то есть своему рейтингу.
Турнир Чемпионов, призовой фонд 600 000
Бали, 2 -8 ноября, хард, закрытые корты
Казалось бы, после всего прочитанного удивляться уже нечему, но этот турнир, пожалуй, можно назвать самым удивительным новшеством. И даже не потому, что на живописном острове Бали будут играть под крышей.
Довершает картину практического разделения женского тура на тур для топов и тур для «неудачников» новое изобретение — итоговый чемпионат серии International под названием Турнир Чемпионов на Бали, в котором будут играть теннисистки, побеждавшие в течение сезона на турнирах серии International. Хочется даже назвать этот турнир «балом монстров», но это, пожалуй, было бы слишком категорично. Впрочем, может быть, на деле это окажется хорошей идеей.
На Бали квалифицируются 10 победительниц турниров серии International в соответствии с рейтингом, еще две теннисистки из числа победительниц турниров серии International, не проходящих по рейтингу, могут получить wildcard.
Если теннисистка отобралась и на Турнир Чемпионов, и на итоговый турнир WTA, то она обязана сыграть на итоговом турнире, а ее место на Бали займет следующая за ней по рейтингу победительница какого-нибудь турнира серии International. Если счастливица захочет сыграть и там, и там, у нее не получится, просто не имеет права, такое право есть только у запасных на итоговом. С одной стороны, запрещать со стороны WTA как-то некрасиво, а с другой стороны, смысла играть на обоих итоговых никакого и нету, хотя по времени можно успеть. Не имеет смысла опять же с точки зрения рейтинга — к этому времени рейтинг всех теннисисток из Топ-8 уже наверняка будет «забит» под завязку.
Турнир Чемпионов будет проводиться по круговой системе. 12 теннисисток будут поделены на 4 группы, теннисистки, занявшие первые места в группах, встретятся в двух полуфиналах, победительницы полуфиналов разыграют между собой трофей.
Кубок Федерации
Тут добавить особо нечего, кроме того, что сроки проведения финала перенесли на начало ноября, но как раз этот перенос многое меняет. Во-первых, по срокам проведения финал КФ почти совпадает с Турниром Чемпионов — на Бали стартуют 4-го ноября, на Кубке Федерации – 7-го. Это может создать проблемы теннисисткам второго эшелона, которые задействованы в играх за страну. Правила гласят, что надо выбирать. Выбираешь Кубок Федерации — получаешь ноль баллов в рейтинг, выбираешь турнир на Бали — отказываешься защищать честь Родины. Во-вторых, ситуация на Кубке Федерации в связи с переносом сроков становится аналогичной той, что сейчас наблюдается в мужском туре. С одной стороны, финал командного турнира может стать красивым завершением сезона, с другой стороны, ведущие теннисистки после итогового чемпионата и вообще насыщенного сезона могут оказаться к финалу травмированными или полностью вымотанными, как это случилось в этом году с Надалем. Можно сказать, что Кубок Федерации от всего этого еще больше потерял.
авторы: Юлия Ниткина, Ксения Витряк