Расписание на завтра. За кулисами
Заканчивая обсуждение изменений в женском и мужском турах, Sports.ru напоследок предлагает читателям публикацию на самую злободневную и животрепещущую тему – выборов нового главы АТР. Кто придет на смену де Вилльерсу, и что это изменит (если вообще что-то изменит) – по мнению авторитетных экспертов и официальных лиц АТР.
Изменения в календаре и системе начисления рейтинга – отнюдь не единственные, что грядут в ATP туре. Как уже давно известно, председатель и исполнительный директор ATP Этьенн де Вилльерс покинул свой пост, и вот уже совсем скоро должно быть названо имя его преемника. В мировой прессе обсуждение этих вопросов сейчас вылилось в жаркую дискуссию между известными теннисными экспертами и официальными представителями ATP.
Большой резонанс вызвала статья Питера Бодо на сайте ESPN под названием «Следующему главе ATP придется быть последователем предыдущего». По мнению известного журналиста, более 30 лет работающего на данном поприще, объявление о поиске нового главы тура должно бы звучать так: «Разыскивается: исполнительный директор для управления раздробленным на части международным бизнесом и руководства ожесточенно конкурирующими противниками, зачастую преследующими свои личные интересы. Ведущие сотрудники могут оказаться упрямы и придирчивы, и зачастую расходиться в целях своей работы. Обязательным является желание бесконечно путешествовать и проводить часы ожидания в фойе отелей и ресторанов. От кандидата требуется быть достаточно толстокожим, чтобы противостоять испепеляющему критицизму со стороны штата сотрудников. Льготы включают пропуск в зону игроков на «Уимблдоне» во время перерывов на дождь».
Бодо убежден, что освободившаяся должность отнюдь не манна небесная для любого кандидата, потому что усилия его обречены: «Если вы рассчитываете на то, что появится некий новый мессия, дабы принести счастье поклонникам тенниса во всем мире, то у меня для вас новость: этого не случится. Потому что никакой заряженный энергией чудо-парень (или ветеран ведения корпоративних дел) не захочет такую работу. Как показал опыт Этьенна де Вилльерса, весь этот клан ATP – неугомонный, постоянно пререкающийся и враждующий между собой. Куда вероятнее, что они на костре поджарят своего лидера, чем согласятся в условиях жесткой дисциплины упорно трудиться, шагая в ногу по дороге к лучшему будущему».
Этим выступлением американский специалист не ограничился, и вдогонку написал еще и пост в блоге на TENNIS.com под выразительным названием «Тупик»: «Теннис находится в состоянии тупика с его перегруженным календарем и децентрализованной структурой. В конечно счете, исполнительный директор ATP ограничен со всех сторон – турнирами, игроками, агентами – и у каждой из групп есть и территория, которую нужно защитить от притязаний, и личный интерес, который они пытаются навязать. Подумайте об этом – так какой же такой реальной властью действительно обладает исполнительный директор? И давайте не забывать еще и о том, что ATP в наименьшей степени имеет контроль и полномочия по управлению наиболее важными соревнованиями – турнирами «Большого шлема». […] Таким образом, исполнительный директор становится лишь номинальной фигурой, чьи руки, по сути, связаны. […] Я прогнозирую, что сильного дальновидного лидера ATP не наймет, потому что я не уверен, что кто-либо, отвечающий этим качествам, согласился бы на эту должность. Следующий исполнительный директор будет «свой человек», наиболее приемлемый в качестве посредника между ведущими собственную игру партиями. Будем откровенны на этот счет: это работа для кого-то очень критичного и внимательного к мелочам, но не для талантливого стратега».
Резкость Бодо не осталась незамеченной, и со стороны директора ATP по связям Криса Дента последовало обращение с просьбой опубликовать открытое письмо, в котором было бы озвучено мнение ATP по данным вопросам. Что любопытно, следующий пост в блоге Бодо назывался «Приношу извинения…», и в нем ведущий журналист счел нужным уточнить: «Я хотел бы пояснить, что говорил о «ведущих сотрудниках» образно – относя это к ведущим игрокам, агентам, турнирным промоутерам, а в отношении всех них можно лишь с натяжкой сказать, что они работают на исполнительного директора ATP или под его руководством. Это был не слишком прозрачный и неудачный выбор выражения, потому что, конечно же, воспринимается как критика в адрес персонала ATP – а это чрезвычайно профессиональный, усердный и сплоченный коллектив. И для меня всегда было огромным удовольствием с ними сотрудничать».
Что же касается «Открытого письма» от имени Криса Дента, то Бодо действительно предоставил свой блог для его публикации. В этом письме Дент отметил: «Я, разумеется, не стану спорить, что нынешняя структура теннисного тура может затруднять движение этого вида спорта вперед, но я не уверен, что она привела к «безысходному состоянию тупика». Напротив, многие позитивные изменения в мужском туре за последнее время смогли быть осуществлены благодаря тому, что обе стороны, игроки и промоутеры турниров, представлены в совете директоров ATP, и совместно они смогли найти пути продвижения этого вида спорта и достижения всеобщей выгоды. Нововведения, такие как Hawkeye и изменения в ведении счета на парных соревнованиях, например, были внедрены с большим успехом и стали очень популярны среди зрителей. Также благодаря присутствию в совете директоров представителей всех сторон, удалось внести изменения в календаре на следующий год – такие положительные моменты, как создание более благоприятного для здоровья игроков и планирования сезона расписания».
В отношении преемника де Вилльрса директор ATP по связям с Бодо также не согласился: «Думаю, кто бы ни стал следующим председателем ATP, ему придется пройти долгий путь, прежде чем он подтвердит или опровергнет все ваши аргументы, но я лично буду очень удивлен, если он (или она) окажется всего лишь только кем-то критичным и внимательным к мелочам».
На этом дискуссия между экспертом TENNIS.com и Крисом Дентом пока угасла, но Бодо отнюдь не единственный журналист, открыто высказывающий сомнение в отношении вводимых в тур изменений и роли исполнительного директора ATP. Эксперт канадского сайта globeandmail.com Том Теббат в своей статье «Номенклатурная бессмыслица» отмечал: «Деньги и общественное мнение – вот что стоит за последними изменениями в ATP-туре. Все та же старая история. В 2000 году ATP-тур получил 1,2 миллиарда долларов сроком на 10 лет от швейцарского спортивного гиганта ISL и представил серию нововведений, которые обосновал тем, что их необходимость была доказана результатами маркетинговых исследований. Через три года ISL разорился, денежный поток иссяк, а нововведений так и не случилось». Претензии Теббата, в основном, связаны с тем, что все анонсируемые изменения на самом деле либо вовсе не были нужны – как, например, введение дополнительного рейтинга Champion Race, либо носили исключительно поверхностный характер, заключаясь в переименованиях категорий турниров, но не касаясь сути дела.
Вспоминая шекспировское «ведь роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет», Теббот с недоумением и раздражением отмечает: «Итак, название ATP меняется на ATP World Tour. Разумеется, это вновь общественное мнение привело к данным переменам, что означает, что менее чем за 10 лет тур успел сменить название с ATP Tour на ATP, а потом на ATP World Tour. Журналисты, освещающие теннис с 2000 года, часы тратили на то, чтобы с маленькой буквы писать лишнее слово «tour» после ATP, желая точно следовать официальному названию. А теперь, когда ATP не только восстанавливает написание с большой буквы слова «Tour», но и добавляет после этого «World», остановятся ли они хоть на этой длинной формулировке? Другой пример чрезмерных корпоративных размышлений в ATP это название итогового турнира, проводимого в ноябре. За 20 лет он сменил уже 4 названия – Masters, ATP World Championship, Tennis Masters Cup и, начиная со следующего года, ATP World Tour Final.
[…] Чтобы оправдать увеличение призовых, нынешнее правление ATP, кончено, просто вынуждено было непременно пойти на преобразования в рамках системы обозначений турниров и введение таких методов, как например, жесткие меры наказания для игроков за пропуск турниров серии «Мастерс» (очень мало необходимой, ведь игроки и так отлично на них выступали – ни один игрок Топ-5 не пропустил в 2008 ни одного турнира этой серии) и размещение рекламных логотипов тура на нижней части сетки на кортах».
Реакция со стороны чиновников не заставила себя ждать и на этот раз: Фил Андертон, глава отела маркетинга ATP написал Теббату письмо из лондонского офиса в ответ на претензии канадского журналиста: «Потратив 2 года на всесторонний глобальный анализ, проводимый ведущими на рынке маркетинговых исследований компаниями, мы прислушивались к самому широкому спектру теннисных болельщиков – от специалистов до простых фанатов, и от фанатов до бывших игроков – и составили картину того, чего на самом деле они желают. Изменения значительно глубже, чем просто переименование категорий и турниров, они являют собой смелую концепцию, разработанную для того, чтобы гарантировать, что наши лучшие теннисисты играют на лучших турнирах, проводимых на лучших мировых аренах, и масштаб нынешних нововведений таков, каких мир мужского тенниса еще не видел. Это очень просто, ведь если более 60% опрошенных говорят вам, что не понимают много в том спорте, которым увлекаются, только идиот это проигнорирует. Но не только болельщики говорят нам это, но и рынок также. И без сомнения, игроки – главные звезды этого шоу. Мы – тот вид спорта, который полон талантливыми атлетами из всех уголков мира, и мы должны делать значительно больше, чтобы вознаградить и поддержать их. Мы уменьшили количество необходимых перелетов между континентами, избавились от 5-сетовых матчей и установили, что сетка турнира серии Masters 1000 будет рассчитана на 56 позиций, мы позволяем игрокам составить свое расписание так, чтобы меньше страдало здоровье, и количество отказов от участия продолжало снижаться.
[…] Есть много таких, кому не нравятся изменения в «его» спорте. Но ведь это гораздо проще – преуменьшать значимость этих изменений, называя их лишь переименованием турниров, которые не повлияют на развитие спорта – это как раз тот тип мышления, из-за которого теннис был на задворках долгие годы».
Письмо Андертона Том Тэббат опубликовал сразу вместе со своим ответом на него, где снова обращался к программе нововведений ATP на 2000 год. Основополагающими моментами той программы были 3 пункта: основание Tennis Masters Series, введение ATP Champions Race и учреждение единого бренда. Что из этого вышло? «Рассматривая результаты этих трех пунктов» – отвечает Теббат, – «только введение Tennis Masters Series оказалось успешной идеей, связав воедино 9 элитных турниров, но ведь это все мало чем отличалось от предыдущей серии под простым называнием «турниры Super 9». Второе, введение рейтинга Race потерпело фиаско, и должно было быть оставлено после более чем 5 лет ненужной путаницы из-за того, что реальный рейтинг скрывали за чем-то с названием «Entry System». Третье, что же касается бренда, то, по-видимому, и здесь все не очень хорошо сработало, раз теперь его снова меняют.
Ваш босс, ушедший в отставку Этьенн де Вилльерс, сделал много ошибок, но я думаю, что большинство среди нас, теннисных журналистов, считают, что его намерения были честными. Я верю, что Вы и прочие официальные лица ATP работают для того, чтобы сделать теннис лучше. И я буду очень рад, если все ваши планы, или хотя бы большая их часть, успешно осуществятся. Но в отношении любого товара на рынке, всегда соблюдается принцип – «все риски покупки лежат на покупателе». И после того, как я перечитал то, что написал 9 лет назад о широко рекламируемых нововведениях в мужском туре, я должен сделать тот же вывод – будьте осторожны, все риски лежат на вас, ATP».
Итак, программа изменений в ATP-туре, которые должны вступить в силу уже в следующем сезоне, подвергается острой критике со всех сторон. Но очевидным является и тот факт, что изменения все же вносить необходимо, об этом громко заявляют сами игроки, которые уже просто не справляются с нагрузками. Пока чиновники кроят календарь, Питер Бодо, то ли в шутку, то ли всерьез, предлагает вспомнить о давно забытой системе challenge round, последний раз применявшейся в рамках Кубка Дэвиса в 1981 году. Эта система предполагает, что по ходу турнира определяется только один финалист, а вторым, не участвуя в предварительных раундах, автоматически становится прошлогодний победитель: «В наши дни это звучит безумно, но ведь наша ныне существующая система также слега странная. В конце концов, Рафаэль Надаль уже зарекомендовал себя как (вероятно) величайший грунтовый игрок в истории. И, тем не менее, если он хочет выиграть пятый «Ролан Гаррос» подряд в следующем мае, ему нужно сыграть те же 7 матчей, что и любому лаки-лузеру. Забавно, но ведь если бы систему challenge round в следующем году восстановили, рабочая нагрузка Надаля и Федерера значительно снизилась бы, и они смогли бы участвовать чуть ли не каждом турнире – ведь у них был бы пропуск в финал всех турниров, где один из них является прошлогодним победителем».
Очевидно, новому главе ATP предстоит находить ответы на немалое количество сложных вопросов. Но пока что вопросом остается и то, кто же в итоге займет должность де Вилльерса. Впрочем, очень может быть, что не должность, а должности – ведь де Вилльерс одновременно являлся и председателем и исполнительным директором ATP, и теперь в кулуарах ходят слухи, что эти две позиции могут разделить.
Как раз на этой неделе совет директоров ATP проводит заседания в Нью-Йорке, надеясь вынести решение. В августе, когда стало известно об освобождении должности главы ATP, в числе претендентов называли около 10 человек, постепенно список сокращался, и сейчас среди наиболее вероятных кандидатов называют троих: Бреда Дрюитта, исполнительного директора международного отделения ATP, исполнительного директора американского отделения Марка Янга и Батча Бакхольца, директора турнира в Майами. Среди прочих активно обсуждаются кандидатуры Джона Макинроя-старшего (отца Патрика и Джона), бывшего директора Australian Open Пола Макнейми, бывшего директора «Ролан Гаррос» Патриса Клерка, а также вице-президента международного отделения компании Nike Адама Хелфанта.
Окончательное решение предполагалось принять до конца декабря, но дело затягивается, и, возможно, что имя преемника Этьенна де Вилльерса мы узнаем только в следующем году. Ну что же, подождем…
автор: Александра Колесник